Ощутили ли его жители сел, сказавшие «за» укрупнению сельских советов?
- Ощутили, - считает начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления Василий Демяшкевич, ставший основным докладчиком по этому вопросу, также стоявшему на повестке дня заседания членов депутатского объединения ВПП "Единая Россия" в Тамбовской областной Думе. Двухуровневая система организации работы органов местного самоуправления установлена Уставом области в 1995 году. С принятием в 2003 году базового федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ на Тамбовщине спустя год было законодательно закреплено положение, в соответствии с которым вся территориальная организация местного самоуправления сохраняется в границах ранее существовавших административно-территориальных устройств области. Так было утверждено 352 муниципалитета, из них 309 сельских поселений, 13 городских, 23 муниципальных района и 7 городских округов. С 1 января 2006 года область приступила к реализации закона в полном объеме, хотя на это предполагался переходный период. Анализ деятельности муниципалитетов, в частности, сельских поселений, показал: те, что имеют численность до 1 тысячи человек, 80-95% бюджета тратят на содержание органов местного самоуправления, то есть на зарплату чиновников, тогда как поселения с большей численностью расходуют на это гораздо меньшую долю бюджета. Например, в поселениях с численностью жителей 3,5 тысячи на эти цели идет 45-60% казны, остальное направляется на решение вопросов местного значения. Таким образом, малочисленные сельсоветы имеют более скромные возможности по сравнению с крупными и не имеют возможности решать многие проблемы поселений, что идет вразрез с посылом государственной власти: местное самоуправление должно быть эффективным. Реализовывать государственную политику в этой сфере возможно путем увеличения численности сельских советов. Для нашей области государством установлена базовая величина, в соответствии с которой численность муниципалитета должна составлять 3 и более тысячи человек. К сожалению, сегодня, несмотря на то, что проведены уже четыре этапа преобразований муниципалитетов, на Тамбовщине продолжает оставаться более 100 сельских советов с численностью менее тысячи человек. Прежде, чем было принято решение об укрупнении, проводились референдумы. В них приняло участие большое количество людей. И, как показал анализ ситуации, там, где разъяснительная работа проводилась на должном уровне, население проголосовало "за". Причем из года в год число голосующих и одобряющих процесс объединения только увеличивается, что говорит о понимании населением необходимости данного шага по объединению бюджетов, созданию лучших условий для развития территорий, более эффективного решения вопросов местного значения. За прошедшие три года в управление по взаимодействию с органами местного самоуправления не поступило ни одной жалобы от населения объединенных сельсоветов. Напротив, люди высказывают одобрение произошедшим изменениям. Правда, есть на территории области и исключения, в частности, Сосновский район. Здесь, по словам Василия Демяшкевича, разъяснительная работа не была организована на должном уровне, в результате ни один из сельских советов не поддержал идею объединения. Преобразование не самоцель, подчеркивают те, кто его проводит. Главное, улучшить жизнь людей, и сокращение чиновничьего аппарата играет здесь большую роль. Сегодня область занимает третье место снизу среди субъектов Российской Федерации ЦФО, имея на 10 тысяч населения 36,4 муниципальных служащих. Для сравнения, по оценке Минрегиона, средняя цифра по России составляет 24, а по ЦФО - 21,3. Так что нам есть к чему стремиться, хотя число муниципальных сужащих у нас и сокращается - если на 1 января 2006 года в области насчитывалось 4707 человек, то на 1 июля 2010 года - 3800. Тем не менее, для достижения среднероссийского показателя на Тамбовщине необходимо сократить еще около тысячи служащих. Причин такого нашего лидерства несколько. Основная из них заключается в большом количестве городских округов и муниципальных районов. Первых у нас 7. Столько же в ЦФО имеют только Брянская и Тверская области, в остальных - меньше, если не брать во внимание Москву. А муниципальных районов в нашем регионе 23, что тоже больше, чем в других областях ЦФО. Их численность необходимо оптимизировать, для чего потребуется принять важное политическое решение, считает Василий Демяшкевич. Необходимо создавать рабочую группу по анализу последствий дальнейшего процесса объединения, - отметил он. Депутаты согласились с предложением докладчика и отметили работу, проводимую администрацией области по объединению муниципальных образований. Председатель комитета по связям с органами местного самоуправления, общественными организациями и вопросам депутатской этики Владимир Асташко: - Экономический эффект от объединения сельских советов с количеством населения менее тысячи очевиден. Необходимо расходовать бюджетные средства на реальные нужды населения, а не содержать армию чиновников, многие из которых, будем говорить откровенно, засиделись на своих местах. При укрупнении муниципальных образований из двух управленческих коллективов вполне реально сформировать один, состоящий из людей, которые хотят и могут работать. Процесс объединения на территории области проходит спокойно, что говорит о поддержке его населением. Я бываю в сельских советах, которые прошли процесс укрупнения, и могу сказать, что люди не разочарованы. Это итог большой и кропотливой работы, которую областная Дума проводит совместно с администрацией области. Галина Зверева