Светлана Коростелева, заместитель председателя комитета по образованию, науке и культуре Тамбовской областной Думы, о проблемах ЕГЭ, дополнительном образовании и воспитании патриотизма
‒ Светлана Валентиновна, в нашем обществе не утихают споры о ЕГЭ. Президент России Владимир Путин поручил правительству во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым до 1 марта 2014 года рассмотреть возможность введения экзаменов по русскому языку и литературе в виде сочинений для выпускников школ. Что вы скажете про изменения, которые коснутся итоговой проверки знаний?
‒ В действовавшем до 1 сентября 2013 года Законе «Об образовании» статья 15 была посвящена регламентации образовательного процесса, включая ЕГЭ как форму итоговой аттестации. По сравнению с ранее действовавшей нормой закона эта статья расширена и охватывает в том числе процедуру проведения экзамена. «Придумали какую-то страшилку про Бабу Ягу», – так отозвался один политик на встрече с избирателями. Однако система проверки школьных знаний существовала во все времена и во всех странах. И всегда ее хотели видеть единой и объективной. В свое время мы писали сочинения на единые темы, но проверяли это огромное число работ заинтересованные учителя вручную. И даже идеально честные из них могли завысить или занизить требования. Сейчас с помощью компьютеров появилась возможность устранить эти недостатки. То есть объективность значительно прибавилась. Обсуждается вопрос и о возврате к такой знакомой нам форме, как сочинение. Сегодня Минобрнауки рассматривает различные варианты публичной защиты сочинений в старших классах, в том числе и как допуск к ЕГЭ. Однако этот вопрос еще обсуждается, и современных выпускников он не коснется. Все изменения будут вводиться поэтапно, возможно, это будут промежуточные экзамены в средних классах как своего рода тренировка перед окончательным экзаменом. Вообще настройка современной системы контроля, устранение ее дефектов требует времени. Она должна обсуждаться в профессиональных сообществах, на родительских комитетах, нельзя не учитывать и мнение детей. По результатам и будут приниматься обдуманные и взвешенные решения.
‒ Проблемы качественного образования наиболее актуальны в нашем обществе. Что, с вашей точки зрения как учителя и депутата, необходимо сделать, чтоб выпускники школ получали объем знаний, который позволил бы ученикам сельских школ легко поступать в вузы?
‒ Сегодня доступность качественного образования есть у всех школьников нашей области. Я говорю и о техническом оснащении классов, и о стандартах обучения, и о возможности учеников из небольших поселений приезжать со школьным автобусом в центральные школы. Анализируя результаты ЕГЭ, я могу сказать, что сельские выпускники не уступают городским по результатам, да и среди студентов достаточно много ребят из глубинки. Я бы сказала, что качество образования – это в первую очередь результат работы личности: личности самого ребенка, его учителя и родителей. Можно
сколько угодно закупать в кабинеты самое современное оборудование, учебники, но если ребенок не хочет, а родители не стимулируют его к учебе, если педагоги не заинтересованы в результатах учеников, не «болеют» своим предметом, то только чудо может дать ребенку достаточные знания. Так что здесь проблема, скорее, моральная, а не материальная.
‒ Доступность дополнительного образования жителям сельской местности порой бывает иллюзорной. Что можно сделать, чтобы художественные или спортивные дисциплины могли изучать сельские ребята?
‒ Да, бывает и так, вместо образования только видимость, причем не только в сельской местности. Я опять вернусь к тому, что в образовании многое решает личность учителя. Я никогда не была фанатом точных наук, хоть и училась успешно. Но физика в школе была моим любимым предметом, потому что вел ее педагог с большой буквы Виктор Афанасьевич Дьяков. Он объяснял нам теорию так, словно это не физика, а увлекательный приключенческий роман. Не понять и не полюбить предмет было просто невозможно. Так же и с дополнительным образованием. Если есть человек, который горит, который возится с детьми, творит, выдумывает, чем-то жертвует ради маленьких, но таких важных достижений своих подопечных, значит, будет и результат. Что касается доступности дополнительного образования, то могу сказать, что возможности у детей есть и в городах, и на селе.
‒ В областной Думе вы представляете интересы жителей Мучкапского и Инжавинского районов. Что больше всего тревожит ваших избирателей, с чем они приходят к вам на приемы?
‒ Знаете, проблемы у жителей везде более-менее похожи. Есть такие, которые решить на местном уровне невозможно, но их не так много. Часто люди, особенно пожилого возраста, приходят просто поговорить. Иногда приходят действительно с проблемой, а потом оказывается, что решить ее можно было на местном уровне, но гражданин решил сразу обратиться к депутату. Тематика вопросов в основном социальная. Кто-то просит помощи в лечении, кто-то приходит за советом, куда направить ребенка на учебу, иногда необходима юридическая консультация. Стараюсь помочь по мере сил.
‒ Мучкап за последний год привлек внимание чередой общественных акций (открытие памятника Пастернаку, межрегиональные спортивные соревнования и др.). Чем можно объяснить такую активность мучкапцев?
‒ Да, мучкапцы умеют и любят организовывать красивые мероприятия. Впрочем, сегодня интересные фестивали или спортивные соревнования проходят во многих районах нашей области.
Думаю, что успех мучкапских мероприятий в том, что глава района А.А. Хоружий сформировал команду активных, талантливых, профессиональных людей, которые качественно выполняют поставленную задачу. Поэтому и гости довольны приемом и размещением, и зрители получают удовольствие, и безопасности участников праздника
ничего не угрожает. Есть еще один секрет успеха – это умение Александра Андреевича зажечь идеей не только своих подчиненных, но и всех жителей района. Мучкапцы всегда рады и готовы принять гостей, а это значит, что каждый поддерживает порядок возле своего дома, украшает палисадник цветами. Жители всегда участвуют в благоустройстве общественных территорий. Важно и то, что самую активную позицию в подготовке занимают дети. Им доверяют не только субботники, но и участие в концертах, торжественных церемониях. С малых лет мучкапцы знают, как встречать гостей. Они с гордостью показывают результаты своего труда, рассказывают о своем районе. Мы часто говорим о воспитании патриотизма, и в Мучкапском районе нашли верное решение: здесь не говорят о воспитании, здесь оно начинается с раннего детства. Так что праздники – дело серьезное, их надо готовить. Вот и весь секрет.
‒ Светлана Валентиновна, скоро Новый год. Что пожелаете читателям журнала?
‒ Новый год – это праздник, который возвращает нас в детство, он дает нам возможность что-то изменить, начать сначала. Я поздравляю всех читателей журнала «Регион 68» и всех жителей нашей области с наступающим 2014 годом. Я желаю всем, чтобы каждый прожитый день был наполнен добром, радостью, детским смехом! Чтобы жители родной Тамбовщины жили не просто верой, а объективным знанием того, что завтра будет лучше, чем сегодня. С Новым годом!