В детстве я очень любил читать книги, содержащие эпизоды истории Древнего Рима. Когда стал постарше, то с большим удовольствием прочитал «Историю Рима» Теодора Моммзема. В его книге есть интересный отрывок: "Государство этрусков явно пришло в упадок, силы нации иссякали частью от тяжелой борьбы с внешними врагами, а еще более вследствие недостатков внутреннего строя, который был отмечен, с одной стороны, роскошной жизнью небольшого кружка богатых людей и полным падением среди них нравственности, с другой — крайнею бедностью и не меньшею безнравственностью массы населения. Политическая и социальная борьба, подобная той, какую видели мы в Риме, шла и в этрусских городах, но в народе, лишенном тех прочных нравственных устоев, какие заложены были в душе Рима, социальные перевороты только усиливали бедственное положение, которому они должны были помогать, и государство лишь быстрее клонилось к гибели".
Этот отрывок интересен тем, что через несколько столетий после падения государства этрусков - Рим, а за ним Византию и другие великие государства постигла та же участь. Периодически этот отрывок, всплывая в памяти, ставил передо мною один и тот же вопрос: «Была ли у тех цивилизаций общая системная ошибка, явившаяся причиной упадка и гибели?». Стройной теории у меня не появилось, но некоторые мысли и наброски позволю себе изложить ниже.
Главная ценность любого общества это люди, являющиеся членами этого общества. Общество может быть моно- или многонациональным, моно- или многоконфессиональным и т.д. По большому счету, для общества как системы неважно, насколько разнообразен состав его членов. Важно, как каждый конкретный член общества относится к обществу, в котором живет.
Если представить себе, что существует некая шкала, при помощи которой можно определить отношение человека к обществу, в котором он живет, то в крайних ее точках окажутся две условные категории людей - патриоты и паразиты.
Патриот - это человек, который любит общество, в котором живет, больше самого себя и отдает все свои силы и саму жизнь на благо общества, не надеясь на вознаграждение.
Паразит - это человек, который любит себя и свои интересы больше, чем общество, в котором живет и, беря от общества по максимуму, не отдает взамен ничего.
В чистом виде люди таких категорий встречаются крайне редко. Примером патриота может служить некий абстрактный человек, отдающий все свое время и жизненную энергию на решение общественных проблем, примером паразита – абстрактный человек, «берущий от жизни все», но не приносящий обществу пользы.
Все члены общества ежедневно совершают свои деяния (действия, бездействия), через которые проявляется их реальное отношение к обществу. В нормальном состоянии, когда нет патриотического подъема или наоборот упадка и разложения - каждый член здорового общества в силу своего воспитания соблюдает баланс взял/отдал. В случае, когда возникает угроза всему обществу, каждый член здорового общества отдает общему делу больше, чем берет лично для себя, что является законом выживания общества в кризисных ситуациях.
Однако, не все члены общества честно соблюдают общественную гигиену и даже на теле здорового общества появляются паразиты – люди, нарушающие баланс взял/отдал в сторону личных интересов. На первых порах их деятельность бывает незаметной в силу деятельности патриотов, которые своим общественным вкладом закрывают бреши проделанные паразитами. Однако, когда структура общества изменяется не в пользу патриотизма, деятельность паразитов становится все более заметной и губительной.
В здоровом обществе деятельность отдельных паразитирующих членов не влияет на общественный климат до тех пор, когда обычные, рядовые члены общества, глядя на паразитов, не начинают им подражать. В тот момент, когда большинство членов общества склоняется к паразитирующему образу жизни – наступают сумерки общества, а затем неминуемая гибель. Главной причиной этому служит отсутствие у отдельных членов общества и общества в целом иммунитета к паразитам. Это происходит в силу того, что истинное отношение паразитов к обществу проявляется не сразу; оно, как правило, замаскировано, что делает очень сложным выявление и пресечение паразитизма. Мастера мимикрии могут очень живо говорить об общественном благе и вести бурную общественную деятельность, от которой на практике отдача равна нулю. Мало того, внешняя оболочка паразитизма настолько привлекательна, что дефицит последователей и сторонников у этой категории людей отсутствует. Но законы системы не обманешь. Если паразитов большинство – общество умирает. При этом скорость умирания общества зависит от степени вовлеченности большинства его членов в процесс паразитирования. Как показывает история, люди понимают это, когда становится слишком поздно – либо они сами стали паразитами, либо изменить что-то уже невозможно.
Прочитав это, мой читатель наверняка захочет, а может быть и нет, априори причислить какую-либо социальную группу к паразитам или патриотам. Вот здесь очень важно остановиться и понять, что это типичная тысячелетняя ошибка, не позволившая выработать канувшим в Лету цивилизациям иммунитет к паразитирующим элементам. Погромы здесь не помогут. Паразит не имеет однозначно детерминированной социальной, национальной, религиозной, политической или классовой принадлежности. Паразита можно определить строго по его индивидуальному отношению к обществу, в котором он живет по соблюдению им общественной гигиены, а проще говоря, по соблюдению им баланса взял/отдал.
Только такой подход позволит сформулировать существенные признаки паразитизма в основных отраслях жизнедеятельности общества, провести лечебные мероприятия и выработать иммунитет от этой тысячелетней болезни человеческого общества.