Власть понимает, что без сильного гражданского общества государство не сможет быстро стать развитой демократической страной. Об этом, как передает корреспондент ER.RU, заявил директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты РФ Александр Брод, открывая работу секции «Наша демократия: механизмы взаимодействия общества и власти» форума «Стратегия 2020. Региональная проекция» в Тамбове:
«Тема секции – дискуссионная. О становлении демократии говорится сегодня очень много. Есть люди, которые полностью отрицают демократизацию, говоря об обратном. Есть и те, кто считает, что демократия у нас развивается, и все условия для ее становления созданы.
Согласно одному из определений, демократия – это совокупность институтов, позволяющих разным слоям, политическим партиям, идейным течениям отстаивать свои интересы и добиваться власти в открытой политической борьбе. И минимальный набор институтов (выборные лица, уполномоченные принимать властные решения, которые должны избираться гражданами; разделение властей; свобода слова и информации; свобода ассоциаций; это всеобщие гражданские права; свобода предпринимательства; право собственности) в Российской Федерации формально присутствует. Другой момент, насколько эффективно они работают, насколько население страны понимает их необходимость. Вот как раз активности гражданского общества в этом направлении и хотелось бы добиться.
В последнее время активно заявляют о себе некоммерческие общественные организации. Благодаря их вмешательству удалось пересмотреть ряд постановлений, решений различных инстанций. Пример тому, садовое товарищество «Речник», страсти вокруг которого разгорелись прошлым летом. Проблема здесь была во многом потому, что власть, принимая те или иные решения, не объясняла их обществу. В то же время общество показывает, что ему небезразлично, что сегодня происходит в нем.
Сейчас общество и власть идут навстречу друг другу. С одной стороны, есть государственная поддержка некоммерческих организаций в виде грантовых конкурсов, поддержки исследовательских программ, молодежных программ. С другой стороны, мы видим, что общество ищет возможность повлиять на власть с помощью общественного контроля, экспертизы. Сейчас этот процесс распространяется и на региональный уровень.
Появилось новое наименование – социально ориентированная организация. Власть готова оказывать поддержку тем организациям, целью которых, в свою очередь, является поддержка общественно значимых проектов.
Удалось по линии Общественной палаты добиться возникновения системы общественного контроля по линии исполнения наказаний. Созданы общественные наблюдательные советы, которые посещают СИЗО, колонии, контролируют соблюдение прав заключенных.
И, наконец, впервые заложены меры общественного контроля со стороны СМИ, некоммерческих организаций. Мы сейчас по линии Общественной палаты работаем над закреплением таких понятий как общественный запрос, общественное расследование, чтобы чиновники не отталкивали правозащитников. Постепенно власть понимает, что без сильного гражданского общества государство не сможет быстро стать развитой демократической страной».