Первая Страница | Новости

2015-12-03 15:46:00
Быть или не быть сельским поселениям?

Быть или не быть сельским поселениям? Это не надуманный вопрос, как может показаться на первый взгляд. На очередном заседании Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления мы с коллегами рассмотрели поступивших законопроект, который касался преобразования муниципальных образований. По сути, речь идет об укрупнении, когда несколько населенных пунктов сливаются в один муниципальный район или городской округ. Авторы законопроекта аргументировали свое предложение стремлением к совершенствованию бюджетного обеспечения. Проще говоря - заботой об экономии средств. При этом они обещали, что доступность муниципальной власти для населения не снизиться. Но при детальном рассмотрении выявились другие последствия законопроекта (если бы он оказался принят). Исследования, проведенные с помощью Общероссийского Конгресса муниципальных образований, показывают, что при объединении муниципальных образований расходы на содержание органов местного самоуправления практически не уменьшаются, так как количество чиновников зависит от населения и площади территории, а не от количества органов управления. Доступность муниципальной власти, напротив, снижается, потому что расстояние от населенного пункта до органов власти вырастает от 10 до 45 километров. Есть и другие опасения. Во-первых, при укрупнении ресурсы концентрируются в поселении, а точнее, в населенном пункте, ставшим центром объединенного поселения. Даже в тех случаях, когда социальное развитие на присоединенных территориях продолжается, явным образом снижается участие населения в осуществлении местного самоуправления. Если до преобразования жители имели свои органы местного самоуправления, и что особенно важно, свой, пусть и недостаточно наполненный местный бюджет, который вышестоящие уровни вынуждены были выравнивать, то после присоединения их интересы просто «растворяются» в общей массе и вытесняются на периферию публичного внимания.
Во-вторых, укрупнение ведет к так называемому «сжатию 
пространства» – известному в экономической географии явлению физического сокращения освоенных и заселенных территорий за счет концентрации населения и ресурсов при деградации территорий, оказывающихся при этом процессе на периферии. Причем хозяйственная очаговость (формирование «островков» экономической активности, окруженных социально-демографической пустыней) выражается не только в депопуляции, но даже в статистически подтвержденном снижении от центра к окраинам плодородия почв, урожайности, продуктивности сельскохозяйственных животных и т.д.
Возникает цепная реакция: отсутствие дорог, распад инфраструктуры усиливает деградацию поселений (в особенности окраинных), это провоцирует еще больший отток населения, при этом малозаселенные территории перестают интересовать власти в смысле улучшения сельской поселенческой, хозяйственной, природной и инфраструктурной среды.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддержал концепцию проекта федерального закона № 828987-6 и рекомендовал Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.


Share |
Загружается, подождите...
Copyright "Единая Россия" 2005-2010. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При полном, либо частичном использовании материалов ссылка на edinros.ru обязательна